Романа М. Стельмаха «Правда и кривда»

Ключевые слова:

image

     Романтика существует в самой действительности и как часть действительности входит в социалистический реализм. Характерные особенности романтизма мы находим в приемах изображения героя, по­тому что произведение, написанное в «романтическом ключе», может иметь те же лирические элементы, что и реалистические, по они, эти элементы, здесь служат ро­мантизации образа героя.

     Интересно проследить это на примере романа М. Стельмаха «Правда и кривда», романа, своеобразного по жанру, стилю и построению. Жанр его можно было бы условно определить как романтико-сатирический, где действуют романтические фигуры защитников правды и сатирические — представителей кривды. Стиль романа, как мы отмечали, лиро-эпический. Композиция его по­строена на противопоставлении правды и кривды. Этот роман позволяет нам проследить особенности типизации романтического и сатирического героев.

     Подходя к этому произведению с «романтическим ключом», попробуем при этом параллельно смотреть на него с точки зрения реалистической типизации.

     Роман задуман как большое эпическое полотно, пове­ствующее о судьбах людей послевоенной украинской де­ревни, о борьбе передовых людей, действительно болею­щих душой за счастье народа, против приспособленцев и карьеристов. Сюжет романа изобилует острыми конфлик­тами между правдой и кривдой. С точки зрения реалисти­ческой типизации неоправданно, что в ходе повествова­ния стоит появиться новому лицу, как читателю уже дается автором лирическая характеристика этого лица. И где бы он дальше ни встречался нам,— он только носитель этой характеристики. Но читатель уже и не ждет развития характера, что обязательно для реалистического произведения. Здесь действуют другие художественные законы — романтические. Читатель попадает как бы в об­становку театральности, праздничности, необычности ге­роев и обстоятельств. Такая атмосфера создается за счет «всепроникающего лиризма», «цветистости» стиля, эф­фектности образов, доходящих до символа. Романти­ческий герой приобретает элементы сказочности.

     Эстетическое воздействие на читателя оказывают не внутренние психологические или другие скрытые от глаз процессы раскрытия или становления характера, а его внешние проявления.


Всеиндийская мусульманская лига, индусско-мусульманская розня